Фрагмент для ознакомления
2
Темперамент (от лат. temperamentum - надлежащее соотношение частей) – индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его поведения и психических процессов. Является нервной структурой человека, заложенной от рождения. В первую очередь темперамент проявляется во впечатлительности, то есть в силе и устойчивости переживания, которое возникает у человека. Выражением, «практическим выходом» темперамента является импульсивность.
Темперамент (от лат. temperamentum -- соразмерность; умеренность) -- закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности и поведения.
Большинство ученых сходятся во мнении, что темперамент - это врожденная характеристика, а значит, его изменить нельзя. И поэтому, важно учитывать темперамент ребенка в учебно-воспитательной работе с ним.
Объект исследования - личность ребёнка дошкольного возраста.
Предмет исследования - мотивация межличностных отношений старших дошкольников с различными типами темперамента.
Цель работы - выявить особенности межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с различными типами темперамента.
Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи:
1. Проанализировать роль и место мотивации в системе межличностных отношений старших дошкольников.
2. Охарактеризовать темперамент как проявление индивидуально - психологических особенностей личности дошкольника.
3. Исследовать межличностные отношения (мотивационный аспект).
4. Проанализировать особенности мотивации межличностных отношений дошкольников различных типов темперамента.
Гипотеза - определить мотивы общения, которые свойственны детям старшего дошкольного возраста различных типов темперамента.
Глава 1 Теоретические аспекты влияния темперамента на межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста
1.1 Анализ понятия темперамент
Темперамент преобразуется в процессе формирования характера, а свойства темперамента переходят в черты характера. [8, с. 153]
Холерический темперамент характеризуется сильной впечатлительностью и большой импульсивностью;
сангвинический – слабой впечатлительностью и большой импульсивностью;
меланхолический – сильной впечатлительностью и малой импульсивностью;
флегматический – слабой впечатлительностью и малой импульсивностью.
Темперамент – это индивидуальные особенности личности каждого человека. От него зависит поведение каждого из нас с самого рождения и отношение к окружающему миру. Чтобы обеспечить себе успех в любой деятельности и уменьшить вероятность возникновения конфликтных ситуаций, необходимо учитывать особенности темпераментов людей вокруг и своего собственного. [15, с. 245]
Каждому человеку присущи индивидуальные психофизиологические свойства. Они есть с рождения и очень устойчивы. Совокупность этих свойств называют темпераментом, и именно от них зависят динамические особенности психических процессов и состояний человека. [7, с. 141]
Особенности темперамента никак не сказываются на познавательных способностях человека или его моральных качествах. Но их надо учитывать при выборе деятельности – например, людям с замедленными реакциями будет непросто управлять механизмами на высокой скорости, зато они идеально справятся с работой, требующей концентрации и усидчивости. [14, с. 235]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов/ Г.С. Абрамова. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 624 с. - (Gaudemus).
2. Валитова И.Е. Психология развития дошкольного возраста: Задачи и упражнения: Учеб.пособие/ И.Е. Валитова. - Мн.: Універсітэцкае, 1997. - 160 с.
3. Веньковский В.В. Психология детства/ В.В. Веньковский. - М.: Академия, 1996. - 347 с.
4. Волков Б.С. Возрастная психология. В 2-х ч. Ч.1: От рождения до поступления в школу: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям (ОПД.Ф.01 - Психология)/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова; под ред. Б.С. Волкова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 366 с. - (Библиотека психолога).
5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологий/ Л.С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 224 с.
6. Гамезо В.М., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов/ В.М. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 512 с.
7. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология»/ О.Б. Дарвиш. - М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2005. - 264 с.: ил. - (Учебное пособие для вузов).
8. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: Учеб. пособие/ Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус, Н.А. Цыркун, Л.В. Финкевич, Л.А. Мельничук. - Мн.: Універсітэцкае, 1997. - 237 с.
9. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя/ Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М.: Просвещение, 1988. - 190 с. - (Психол. наука - школе).
10. Коноваленко С.В. Как подготовить ребенка к школе: Психологические тесты, игры и упражнения/ С.В. Коноваленко. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 192 с.
11. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт - М», 2001. - 464 с.
12. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов/ А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2007. - 587 с.
13. Мухина В.С. Психология дошкольника. Учеб. пособие для студентов пед. институтов и учащихся пед. училищ/ В.С. Мухина; под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1975. - 239 с.
14. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь/ Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - Москва; СПб, 2008. - 409 с.
15. Немов Р.С. Общая психология: учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования, обучающихся по спец. пед. и соц. - эконом. профилей/ Р.С. Немов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 396 с.
16. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Е.О. Смирнова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с.
17. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип./ Г.А. Урунтаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
18. Чеховских М.И. Психология: учеб. пособие/ 5-е изд., стер./ М.И. Чеховских. - Минск: Новое знание; М.: ИНФРА - М, 2011. - 380 с.